Защита прав потребителей в бывшем СССР

В Советском Союзе не было специально созданных организаций по защите прав потребителей. Бросив громкий лозунг “Все для человека, все во имя человека”, государственные чиновники Советского Союза не сделали никаких шагов по законодательному закреплению прав потребителей , а тем более практической их реализации.
Первые общественные консьюмерские организации в СССР возникли в конце 80-х годов в ходе попыток применения рыночных реформ и демократизации общества , предусмотренных политикой перестройки , которая ведет свое начало от решений апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС. Первые законы, которые призваны защищать права потребителей появились уже только в  90-х годах прошлого столетия в независимых государствах – бывших республиках СССР, одной из первых стала Россия, узнать более детально о нынешнем законодательстве в этой сфере вы можете, прочитав статью Защита прав потребителей в Российской Федерации.
Безусловным заслугой Госстандарта СССР в конце 80-х – начала 90-х г. , В переходный к рыночным отношениям период , стала работа по гармонизации отечественных стандартов с международными , в которых нашел свое отражение и советский опыт управления качеством продукции .
Важной предпосылкой зарождения консьюмеризму в Советском Союзе стал и опыт определенных контролирующих структур, которые занимались проверкой качества, соблюдения правил торговли , общественного питания , быта и др. . Эти проблемы в той или иной степени решались функционированием государственных органов (законодательных , исполнительно- распорядительных , судебных и контрольно-надзорных ) , государственно – общественных органов (органов народного контроля) , общественных органов -партийных , комсомольских , профсоюзных и других организаций , деятельность которых организовывалась , руководствовалась , пропагандировалась , контролировалась единственным полновластным органом – правящей партией) .
Значительный опыт деятельности советского варианта ” кружков качества”. В их работе участвовала значительное количество работников как в довоенные , так и в послевоенные годы. Общественные комитеты , группы и посты народного контроля непосредственно на производстве , постоянно действующие вы – производственные совещания , отделы технического контроля , комсомольские , партийных , профсоюзные организации и их представители в производственных
подразделениях предприятий , учреждений , организаций , «комсомольские прожекторы» , рейды и т.д. осуществляли непосредственное влияние на работников , занятых в сфере производства. Есть они были не – отрицательной системы управления качеством продукции . Можно говорить о положительных и отрицательных сторонах социалистического соревнования в трудовых коллективах , его формализм , о недоверии или веру работников в его целесообразности . Но на определенных исторических этапах развития страны организовано должным образом соревнования в трудовых коллективах давало положительные результаты и воспринималось как реальное участие работников , общественных и государственных органов в улучшении качества продукции, товаров и услуг.
Мощным импульсом для возникновения коньсюмеризма в СССР стал реально существующий консюмерское движение в развитых странах , а так-же формальное определение Советским Союзом (в том числе СССР и БССР как членов ООН ) Всеобщей декларации прав человека ООН и Руководства ООН в защиту интересов потребителей .
Бесспорно , что свой вклад в оформление движения в защиту прав и интересов потребителей внесли и политики перестройки. Ведь формирование в конце 80 – х pp . разнообразных действительно добровольных организаций в различных сферах общественной бытия свидетельствовало о постепенном освобождении людей от страха перед самодеятельной активностью как уголовно преследуемой дела, целенаправленно насажу – лось советской системой .
Первые такие объединения появились в Ленинграде и Москве осенью 1988 p . , Впоследствии – в Киеве , Свердловске , Челябинске , Минске , Новосибирске , Воронеже , Риге , Вильнюсе , во многих других городах на высоком гребне общественной активности , которая была вызвана демократическими преобразованиями , которые начались во второй половине 80 – х pp . Оформление групп потребителей было связано с тем , что советские люди почувствовали возможность путем самоорганизации добиваться улучшения обслуживания покупателей , более четкой работы общественного транспорта , привлечение населения к разработке планов городского строительства и т.п. . Иногда толчком к объединению потребителей были так называемые ” черные очереди” за мебелью , холодильниками , телевизорами и др., которые продолжались месяцами , даже годами . За период , предшествовавший покупке , складывались своеобразные коллективы, возглавлялись энергичными старостами – самовыдвиженцами и способны были отстаивать свое ” право на покупку ” . Часто ядро первых организаций потребителей составляли журналисты , юристы , экономисты , социологи, наиболее регулярно с начала 80 – х pp . занимались проблемами работы магазинов , предприятий – производителей продукции широкого потребления , а также предприятий бытового обслуживания и т.п.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *